Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса об отношении россиян к реализации национальных проектов.

КОРОТКО О ГЛАВНОМ:
•    О национальных проектах в среднем известно 73% россиян, самые узнаваемые из них – национальные проекты «Демография» (77%) и «Здравоохранение» (74%).
•    Об отдельных направлениях в рамках реализации нацпроектов в среднем знают 58%, лидер по узнаваемости – материнский капитал (98%). 

О нацпроектах в целом…

Национальные проекты России — это масштабные программы, направленные на достижение значимых изменений в различных сферах общественной жизни, улучшение качества жизни граждан и укрепление позиций страны в глобальной перспективе. Декабрьский замер ВЦИОМ показал, что информированность россиян о национальных проектах остаётся неизменной в течение последнего года: в среднем о них известно 73% наших сограждан, неизвестно 26% (аналогичные цифры были получены в прошлом году и в августовском замере этого года). По всей видимости, уровень информированности достиг «плато», несмотря на возможные изменения в освещении проектов или запуск новых инициатив. Иначе говоря, достигнут предел охвата аудитории при текущих коммуникационных усилиях.

… и в частности

Возглавили рейтинг наиболее узнаваемые национальные проекты федерального масштаба «Демография» и «Здравоохранение», о них суммарно знают/что-то слышали по 77% и 74% опрошенных соответственно.  В топ-5 вошли также: «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (73%), «Образование» (72%) и «Безопасные качественные дороги» (70%). В меньшей степени осведомлены россияне оказались о проектах «Платформа университетского технологического предпринимательства» (21%), «Международная кооперация и экспорт» (24%) и «Передовые инженерные школы» (30%). 
В целом об отдельных направлениях в рамках реализации нацпроектов россияне осведомлены чуть хуже, чем о нацпроектах в целом – средний уровень информированности, рассчитанный по 117 замеряемым мероприятиям, в декабре текущего года составил 58% (-5 п.п. к декабрю 2023 г.). Самым узнаваемым из них остается материнский капитал, с данной мерой государственной поддержки семей с детьми известно абсолютному большинству наших сограждан (98%). Хорошо знакомы опрошенным и такие меры как: 
•    диспансеризация населения (знают/что-то слышали 90%);
•  использование раздела «Здоровье» на портале госуслуг для записи к врачу, доступа к электронным мед. документам, получению рецепта и т.д. (88%);
•    раздельный сбор и переработка мусора (88%);
•    семейная ипотека (88%);
•    льготная ипотека (88%);
•    расселение аварийного жилья (87%);
•    благоустройство городской среды (87%);
•    перевод социально значимых госуслуг в электронную форму (86%);
•    ремонт и строительство дорог (85%).

Направлениями-лидерами по приросту информированности за последний год стали: 
•    туристический портал «Путешествуем.рф» (+ 13 п.п. с декабря 2023 г., до 49%);
•    система долговременного ухода (+8 п.п., до 37%);
•  обучение школьников и взрослых в области искусственного интеллекта (+6 п.п. до 65%) и мероприятия программы «Активное долголетие» (+6 п.п., до 42%). 

Курс на развитие

В основном россияне замечали, что в течение последнего года органы власти стали больше поддерживать значительную часть национальных проектов. Прежде всего речь идет о таких проектах как «Развитие цифровой экономики» и «Развитие отрасли беспилотных летательных аппаратов гражданского назначения» (по 68%), а также о проектах «Развитие внутреннего туризма» (65%), «Модернизация транспортной инфраструктуры» (60%), «Рост производства российской продукции» (59%), «Благоустройство населенных пунктов», «Качество и безопасность дорог» (по 56%), «Состояние науки» (49%), «Состояние экологии», «Забота о здоровом образе жизни населения» (по 44%). 
Отмечают опрошенные и позитивные перемены, происходящие в ходе реализации национальных проектов. Наиболее заметными за последний год стали следующие из них (представлены топ-5, по мере убывания доли согласившихся с суждением):
•    благоустраивается городская среда: появляются новые детские и спортивные площадки, парки, скверы, набережные (89%);
•    выросло количество онлайн-сервисов в сфере госуслуг (88%);
•    стало больше производиться российской продукции (79%);
•    стало больше понятной информации о местах, которые можно посетить, и туристических услугах (79%);
•    стало больше разнообразных туристических предложений (78%).

Данные собраны в ходе трёх Всероссийских опросов ВЦИОМ, проведенных в период с 3 по 9 декабря 2024 г. В опросах, посвященных разным национальным проектам, приняли участие 1600, 1600 и 2000 россиян в возрасте от 18 лет. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.